На трибунах царит привычный гул, когда болиды Формулы E выстраиваются на стартовой решетке. Но что-то здесь отличается. Не только отсутствие рёва двигателей внутреннего сгорания - сам воздух пахнет иначе. Это запах новой эры в автоспорте, ставку на соревнования по которому сегодня можно сделать, если приложение 1xbet скачать на телефон, где скорость больше не враг окружающей среды. Ведь краска на этих машинах сделана из растительных компонентов, а их кузова полностью перерабатываются после гонки.
Лаборатория технологий
Автоспорт всегда был лабораторией технологий, которые позже перекочевывали в обычные автомобили. Сегодня самая горячая инновация - не мощность или аэродинамика, а экологичность. Когда команда Jaguar TCS Racing представила свою новую ливрею, мало кто заметил, что в её составе - краска на основе льняного масла. А ведь ещё пять лет назад никто не мог представить, что гоночный болид будет покрыт чем-то кроме химических составов с токсичными растворителями.
Переломный момент наступил в 2021 году, когда Формула 1 объявила о планах достичь нулевого углеродного следа к 2030 году. Это не просто слова - уже сегодня каждая команда обязана использовать не менее 10% экологичных материалов в конструкции машины. Mercedes-AMG Petronas, например, перешла на биокомпозитные материалы в элементах кузова, а их шинные нагреватели работают на биоразлагаемом воске.
Но настоящую революцию устроили в чемпионате Extreme E, где экология - не дополнение, а суть всего проекта. Их океанические гонки используют машины с кузовами из переработанного пластика, собранного из мирового океана. "Когда ты мчишься по пляжу на машине, которая буквально сделана из бутылок, выловленных в этом же океане - это меняет восприятие", - признаётся пилот Йохан Кристовансон.
Неожиданные решения
Самые неожиданные решения рождаются там, где меньше всего их ждёшь. NASCAR, всегда ассоциировавшийся с пожирающими бензин монстрами, теперь использует топливо с 15% этанола из отходов кукурузного производства. А их новые болиды Next Gen на 25% состоят из переработанных материалов. "Мы взяли старые машины, перемололи их и сделали новые - это же чистый американский ресайклинг", - шутит главный инженер команды Hendrick Motorsports.
Флагман экологичности - чемпионат WEC, где с 2024 года введена система "зелёных баллов". Чем больше экологичных решений использует команда, тем больше технических послаблений она получает. Alpine сразу воспользовалась этим, представив прототип с биоразлагаемыми наклейками на основе крахмала и полностью перерабатываемыми тормозными дисками.
Секрет новых красок
Краски - отдельная история технологического прорыва. Традиционные составы содержали тяжёлые металлы и летучие органические соединения. Сейчас BMW в DTM использует покрытие на водной основе, которое наносится при температуре на 30% ниже обычной, экономя энергию. А их конкуренты из Audi разработали краску, которая самоочищается под дождём, уменьшая потребность в химчистке.
Скептики скажут, что это капля в море. Но посмотрите на цифры: переход на растительные масла в красках сократил выбросы VOC (летучих органических соединений) в Формуле E на 75%. А новые клеи на основе натурального каучука позволяют снимать наклейки без следов, делая переработку кузовных панелей проще.
Самый впечатляющий проект - инициатива McLaren "Zero Waste Livery". Их болид для Гран-при Великобритании 2023 года был полностью расписан красками из водорослей, а после гонки все элементы кузова переработали в сырьё для новых машин. "Это замкнутый цикл, о котором мы мечтали", - говорит директор по устойчивому развитию команды.
Что дальше? Команды экспериментируют с удивительными идеями:
-
Шлемы из мицелия грибов, которые растут в нужной форме
-
Шины из одуванчикового каучука
-
Моторные жидкости на основе морских водорослей
"Мы не замедляемся - мы становимся умнее", - подводит итог глава отдела инноваций FIA. Автоспорт будущего будет таким же быстрым и зрелищным, но его технологии перестанут вредить планете. И когда внуки сегодняшних болельщиков будут смотреть старые записи гонок, они удивятся: "Вы действительно сжигали столько топлива просто для развлечения?"
Эта трансформация затрагивает не только технологии, но и инфраструктуру. Современные автодромы, такие как Circuit of the Americas в Техасе или Мисано в Италии, получают энергию от солнечных станций. В паддоках повсеместно внедряется система раздельного сбора отходов, а команды постепенно отказываются от одноразового пластика.
Автоспорт больше не может игнорировать экологию - об этом говорят и спонсоры. Такие компании как Google и Salesforce, пришедшие в гонки недавно, прямо прописывают в контрактах требования по устойчивому развитию. "Мы не будем размещать наш логотип на машине, если она не соответствует нашим экологическим стандартам", - заявил представитель одного из IT-гигантов.